Провинция Йезд, провинции Ирана

Остан Йезд

Остан Йезд расположен в самом центре Ирана. Он находится на границе двух пустынь – солончаковой Деште Кавир и Деште Лут, в которой была зафиксирована рекордно высокая температура на Земле. В южной части провинции протянулись высокие горы, где многие жители проводят жаркие летние месяцы в загородных домах и дачах. Осадки здесь случаются не чаще 20 дней в году, поэтому все города провинции построены на территории природных оазисов. Самый крупный город-оазис – Йезд – является административным центром провинции и одной из самой посещаемой достопримечательностью Ирана.

Торговые пути

Во время вторжения Чингисхана в начале 1200-х годов н.э. города провинции стали безопасным убежищем для многих мастеров, художников, мыслителей и ученых, вынужденных покинуть разрушенные войной дома. За счет притока населения провинция быстро развивался и становился связующим торговым звеном между провинциями Фарс, Хорасан, Керман и персидский Ирак. Через Йезд проходило большинство торговых путей из Центральной Азии и Индии. Местные мастера хорошо изучили заграничные технологии шелкоткачества, что позволило им создавать собственный уникальный шелк. С Сасанидских времен и до наших дней шелковым тканям Йезда могут составить конкуренцию только шелка из Кашана и Исфахана. А терме – вышитая парча – вовсе не имеет аналогов.

Древняя архитектура Йезда

Чтобы обеспечить комфорт и безопасность караванов, местные жители учились жить в суровых пустынных условиях, приспосабливаясь к жаркому воздуху и палящему солнцу. Для водоснабжения городских зданий и садов во всей провинции была создана сеть подземных каналов – ганатов. По ним вода доставлялась на сотни километров из горных рек хребта Кухруд. Отдельные 30 ганатов использовались исключительно под земледелие, питая гранатовые сады, зерновые поля, фисташковые и хлопковые плантации. Часть этой системы до сих пор функционирует и принадлежит Музею Воды в Йезде. Воду доставляли с огромным трудом и старались запасать. Кроме подземных водохранилищ строили колодцы-накопители - аб-анбары. Они собирали немногочисленные осадки и талую воду в глубоких колодцах с куполом снаружи. Он защищал воду от испарения, а установленный рядом бадгир делал ее холодной. Чтобы хранить продукты на постоянной жаре были придуманы специальные льдохранилища - яхчалы. В холодное время года огромные глыбы льда караванами доставляли с гор и складывали плотными кольцами в подземных колодцах. Мясо, рыба, фрукты и овощи хранились там месяцами, как в настоящих холодильниках.

Благодаря уединенному расположению в полупустынном регионе города провинции Йезд почти не подвергались нападениям арабских и монгольских завоевателей. Здесь сохранилась традиция строить здания из самана – кирпича-сырца, который не нагревается на солнце и сохраняет прохладу внутри помещений. Из него строили мечети, базары, жилые дома и даже целые крепости. Например, крепость Нарин-кале в Мейбоде. За две тысячи лет существования она прекрасно сохранилась, демонстрируя надежность глинобитной технологии строительства. Но самым красивым примером архитектуры из самана является Старый Город Йезда с лабиринтами узких улиц и потайными двориками. На случай нападения дома здесь строили с очень толстыми стенами, с тремя массивными дверьми и иногда совсем без окон. Во многих старых домах сохранились пишгаме мае – алтарная комната с небольшим возвышением, на которой была установлена чаша или кадильница со священным огнем. Всемирная организация ЮНЕСКО включило весь комплекс Старого Города Йезда в список всемирного наследия.

Провинция Йезд - земля "огнепоклонников"

Остан Йезд хранит не только традиционную для Персии архитектуру, но и ее исконную веру – зороастризм. Это одна из древнейших религий, содержавшая монотеистические черты за тысячи лет до христианства. Даже после повсеместного распространения ислама в провинции Йезд сохранилась крупная община зороастризма. Многие зороастрийцы мигрировали сюда из соседних провинций т.к. в городе было разрешено сохранить древнюю религию при условии выплаты налогового сбора. Из числа других религиозных меньшинств зороастрийцы до сих пор пользуются наибольшим уважением со стороны большинства мусульман.

В пригороде Ардакана в горном селении Чак-Чак расположен самый священный храм зороастризма – Пир-е Сабз. Он представляет собой глубокий пещерный грот, скрытый двумя массивными дверями. Внутри нет ничего, кроме священного огня - аташдана. Считается, что это зримый образ Бога в физическом мире.

Сегодня, как и тысячи лет назад, местные жители совершают традиционные паломничества к святым местам и отмечают зороастрийские праздники. Одним из них является весенний праздник огня Хиромба – разжигание костров. Зороастрийцы со всех концов Ирана, включая Йезд, Керман, Исфахан, Шираз и Тегеран, привозят с собой священные породы сухих деревьев для поддержания огоня костров. По завершении праздника верующие уносят с собой частички огня и поддерживают их в кадильнице у себя дома. Два других больших праздника зороастризма - Новруз и Шаб-е Ялда – давно отмечаются на государственном уровне, хотя оба не имеют к исламу никакого отношения.

Поделиться

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.

Города провинции Йезд